Экспериментальная и инновационная деятельность

Экспериментальная и инновационная деятельности

В обществе происходят сложные процессы деградации семейного образа жизни. Ослабевают родственные связи, появляются брошенные, никому не нужные старики и дети, растет смертность. Актуальность проблемы укрепления духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций отмечена в НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 - 2015 ГОДЫ. В связи с этим с сентября 2012 года УО «Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота» работает по программе «Апробация модели воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионально-технического образования». Работа в данном направлении рассчитана на 2 учебных года.

Разработчики:

Саранцева Людмила Ивановна, начальник отдела Центра научно - методического обеспечения воспитательной работы УО «Республиканский институт профессионального образования»;

Шевченко Галина Николаевна, заместитель директора по воспитательной работе УО «Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота»;

Гошко Инна Константиновна, методист УО «Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота».

Информационные, воспитательные мероприятия

Конкурс «Ко дню матери».

В рамках экспериментальной деятельности прошел конкурс «Ко дню матери». Конкурс проводился по следующим номинациям: «Писимо матери» (конкурс сочинений), «Поздравление маме»(конкурс поздравительных открыток). Основными целями конкурса было: развитие творческих способностей обучающихся, пропаганда ценностей связанных с родством.

Беседы на духовно-нравственные темы

Каждый вторник гостем нашего лицея является отец Владимир, он проводит с учащимися беседы на духовно-нравственные темы, учит их быть милосердными, сострадать, уметь прощать обиды, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Экскурсия в музейную комнату

Знать и почитать историю родного лицея нужно и важно.  24 сентября во Всемирный день моря обучающиеся экспериментальных групп лицея посетили музейную комнату «Становление и развитие лицея речного флота», где узнали об истории учебного заведения, преподавателях, работавших здесь в разное время, смогли примерить форму, которую носили их сверстники в 70-х г.

Сотрудничество с Гомельской областной библиотекой им. Ленина

В рамках экспериментальной деятельности мы тесно работаем с Гомельской областной библиотекой имени Ленина. На одной из экскурсий в музее редкой книги Гомельской областной библиотеки им. Ленина наши обучающиеся узнали о семейных ценностях и традициях семьи Паскевичей.

2012 год был интересен еще и тем, что это год 130-летия со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Их творческое наследие – пример преданности и веры в светлое будущее своего народа, уверенности в расцвете белорусского государства. В областной библиотеке имени Ленина состоялся тематический вечер «Песнярам зямлі беларускай прысвячаецца», на который в качестве зрителей были приглашены учащиеся экспериментальных групп лицея речного флота. Сотрудники библиотеки подготовили театрализованное представление по произведениям классиков белорусской литературы Коласа и Купалы, где отражена жизнь простых крестьянских семей, прошлое, настоящее и будущее белорусского народа.

В рамках экспериментальной деятельности учащиеся также посетили мероприятие «Страницы истории», посмотрели театрализованное представление, посвященное героическому прошлому нашего народа (событиям 1812 г.), где была показана роль личности в истории Отечества, отмечена значимость вклада каждого человека в жизнь своего народа, государства. Мероприятие было направлено на воспитание уважения к прошлому, чувства гордости за свой народ, патриотизм, возрождение сокровенных чувств в сердцах ребят, зарождение в их душевном мире искреннего и гуманного отношения к святым понятиям: Родина, Защитники Отечества, Любовь к Отчизне.

На базе нашего учреждения представителями областной библиотеки имени Ленина проведена выездная книжная выставка «Слагаемые любви и счастья», посвященная семейному воспитанию.


 

Выставка представила драгоценную роспись мудрости по созданию и сохранению прочных семейных отношений. Присутствующие на выставке педагоги и обучающиеся были ознакомлены с книгами В. Ивлева «Психология семейных отношений», Ю. Бердниковой «Семейная жизнь на 5 с «+», И. Медведевой «Учитесь общаться с подростком» и другими…

Сотрудничество с другими учреждениями

  

 

Удивительный и особый дух загадочности и мистицизма присутствовал на экспозиции «Древняя Гомельщина» в Гомельском дворцово-парковом ансамбле. Почти все представленные вещи были получены в ходе раскопок погребений. Поэтому внешний вид и смысловая нагрузка, которую несли эти предметы, особые. Замысловатые орнаменты, похожие на орнаменты на рушниках наших бабушек, стройные формы и тонкая техника – вот что запомнилось. Все это создает впечатление причастности к далёкой истории родного края. В 2012 - 2013 учебном году наши обучающиеся посетили выставочные залы государственных музеев по тематике экспериментальной деятельности.

Акции, конкурсы

  
  

Проведены акции «Волшебство на Рождество», «Жыву ỷ Беларуси i тым ганаруся», «Моя Родина-Беларусь», «Мой лицей - частичка моей жизни». Прошли конкурсы агитбригад на тему «Мы - здоровая нация», конкурс рекламных буклетов «В здоровое будущее!», конкурс презентаций «Молодежь за здоровье!». Просмотрены видеофильмы на темы: «Семейное воспитание», «Репродуктивное здоровье» и другие мероприятия.

Мы стремимся получить ЛИЧНОСТЬ, воспитанную на ценностном отношении к семье: информированную в вопросах половой (гендерной) культуры и межличностных отношений, с сформированными нравственными и духовными качествами, уважающая семейные и национальные традиции и вовлеченную в позитивную деятельность, образованную интеллектуально и профессионально развитую, физически здоровую, способная к конкуренции на рынке труда.

Итоги работы экспериментальной площадки за 2012-2014 учебный год.

Работа экспериментальной деятельности по проекту: «Воспитание ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионально- технического образования» проводилась в 3-х основных направлениях:

1. формирование ценностных установок, связанных с супружеством;

2. формирование ценностных установок, связанных с родительством;

3. формирование ценностных установок, связанных с родством.

Диагностический блок. Коррекционно – развивающие занятия.

  

Для изучения ценностного отношения к супружеству, родительству, родству у учащихся использованы: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. Коррекционно - развивающие занятия были направлены, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации личности подростка, созданию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и ученическом. Проведены беседы, психологические игры, консультации и коррекционно - развивающие занятия: «Академия семь – я», «Свободное время для души и с пользой», «Семейные отношения», «Учусь быть семьянином», «Семья в моей жизни» и другие.

В результате проведенной работы мы имеем повышение показателей по направлениям:

I. Формирование ценностных установок, связанных с супружеством. Подростки стали более ответственно относится к планированию и созданию семьи. За время эксперимента на 17, 4 % увеличилось количество подростков считающих, что вступать в брак и создавать семьи нужно один раз и на всю жизнь. Уровень значимости мотива «любовь» в конце эксперимента повысился на 5,9% . На 3,2% повысился уровень значимости такого мотива, как «уважение». На 2,5% повысился уровень значимости показателя «распределение обязанностей в ведении хозяйства между супругам».

II.Формирование ценностных установок, связанных с родительством.

На 14,6 % увеличилось количество подростков, которые планируют иметь детей в семье. Наиболее важными для полноценного развития и воспитания будущих детей подростки считают наличие таких показателей как:

• «обеспечение образования», уровень значимости этого показателя к по окончанию эксперимента повысился на 14,8%;

• «любовь», уровень значимости этого показателя повысился на 8,6 %;

• «совместное времяпрепровождение», на 7,1% повысился уровень значимости этого показателя.

III. Формирование ценностных установок, связанных с родством.

К завершению эксперимента на 25% увеличилось количество подростков, желающих знать свою родословную. На 12,4% увеличилось количество подростков желающих поддерживать связи с родственниками и считающих, что родственные связи должны быть основаны на: взаимодействии, взаимопомощи, семейных традициях.

Практическое значение выполненного проекта.

В ходе работы над проектом было налажено сотрудничество с общественными организациями и учреждениями образования, специальными учреждениями и специалистами, организована работа по формированию ценностного отношения к семье так, чтобы она выполняла ряд социально-значимых функций. Проведены воспитательные, информационные, коррекционно - развивающие мероприятия, организована альтернативная (замещающая деятельность) в рамках темы экспериментальной деятельности. Обогащена воспитательная работа новыми идеями, формами и методами воспитания, которые позволяли решать поставленные задачи, достигать желаемого результата.Разработаны: коррекционно - развивающие программы «Подготовка учащихся к семейной жизни»; «У нас будет своя семья»; программа факультатива «Формула семейного счастья».

Выводы:

В процессе работы была подтверждена действенность внедрения модели формирования ценностного отношения к семье у учащихся в учреждениях профессионального образования. Результаты мониторинга свидетельствует о положительной динамике сформированности ценностного отношения к семье у учащихся, правильности выбранного направления и важности решаемых актуальных задач. Итогом работы экспериментальной площадки являются не только приобретенные знания, но и развитие активной жизненной позиции, соответствующих компетенций, необходимых для успешных взаимоотношений с родными, близкими и сверстниками.

Методическая копилка

Наши наработки находятся в свободном доступе и используются кураторами, мастерами производственного обучения, воспитателем общежития при подготовке воспитательных мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, профилактику алкогольной и наркотической зависимости, беспорядочных половых связей, для развития социальной активности.

В методической копилке:

• диагностические материалы по семейному воспитанию;
• нормативная документация;
• материалы консультативных занятий для педагогов;
• циклы мероприятий, направленных на воспитание ценностей, связанных с супружеством, родительством, родством;
• неделя матери;
• программа факультатива «Формула семейного счастья;
• притчи; видеоролики; фильмы;
• программы коррекционно- развивающих занятий;
• коллективный творческий проект «Патриотический маршрут по дорогам мужества и славы наших предков»;
• методические рекомендации;
• совместно с РИПО готовится к изданию книга.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по воспитанию ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионального образования.

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи куратору учреждения профессионального образования в организации воспитательной работы, направленной на формирование семейных ценностей у учащихся.

Планирование и организация работы куратора.

  

При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся учреждений профессионального образования необходимо учитывать:

- возможности и интересы учащихся;
- традиционные праздники учебного года;
- события, факты, связанные с жизнью страны, города, образовательного учреждения;
- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей, жизнь, которых может стать примером для подражания;
- традиции учебного заведения;
- мероприятия, планируемые молодежными организациями города (например, участие в волонтерских отрядах, акциях);
- предложения учащихся.

Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

• повышение квалификации куратора по проблемам семьи и семейных ценностей.;
• диагностика ценностных ориентаций подростков;
• проведение тематических информационных, воспитательных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей;
• организация консультаций для родителей по проблемным в семье вопросам;
• проведение досугово - развлекательных мероприятий, основанных на традициях белорусской семьи;
• участие в тематических конкурсах и проектах.

Повышение квалификации куратора по проблемам семьи и семейных ценностей целесообразно осуществлять через знакомство с новинками литературы по семейному воспитанию.

Для кураторов будут интересно ознакомиться со следующими темами: «Новинки методической литературы по проблеме семейного воспитания»; «Формы проведения мероприятий с участием приглашенных родителей»; «Привлечение учащихся экспериментальных групп для участия в праздничных мероприятиях»; «Оформление и структура воспитательных мероприятий»; «Использование разнообразных моделей и подходов в контексте проблемы формирования ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионального образования»; «Приоритеты государственной семейной политики в контексте развития образования»; «Представления о семье, любви и сексе у подростков».

  

Организация работы с учащимися.

При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей с учащимися необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, а также выбранных направлений работы. Так, например, если для воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионального образования выбраны: ценности, связанные с супружеством, с родительством, с родством, то можно провести мероприятия на темы:

1. «Не хочу учиться, а хочу жениться»; «Поговорим о любви»; «Супружество без брака»; «Любовь и секс. Стоит ли спешить»; «Знакомство»; «Период ухаживания»; «Свадьба»; «Функции семьи»; «Конфликты в семье»; «Разрешение конфликтов»; «Забота о супруге»; «Причины развода»; «Последствия развода».

2. «Рождение ребенка»; «Стили родительского поведения»; «Роль матери в воспитании ребенка»; «Роль отца в семье»; «Развитие ребенка».

3. «Свекровь и невестка. Причины и решение конфликтов»; «Сложности во взаимоотношениях: теща – зять»; «Роль родственников в воспитании детей»; «То, что нас объединяет»; «Традиции семьи».

Занятия лучше проводить в игровой форме, в непринуждённой обстановке, в режиме отдыха и развлечений. Главными в процессе занятий становится связь между учащимися, взаимодействие и сотрудничество. Так, например, можно провести воспитательный час в форме игры «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», который направлен на формирование базовых семейных ценностей. Учащиеся на этом мероприятии строят счастливый семейный дом, работая в группах, выбирают кирпичики со словами, которые закладывают в фундамент дома, в стены, в крышу.

Иными словами, чем разнообразнее и интереснее организована деятельность, тем с большей охотой и заинтересованностью участвуют в ней подростки.

  

Подростки, как правило, любят конкурсы. Рекомендуем проводить конкурсы презентаций и буклетов по сохранению репродуктивного здоровья, тренинги, дискуссии, круглые столы с привлечением специалистов системы здравоохранения (в том числе, в рамках республиканской антитабачной акции «Беларусь против табака»(15-31 мая), Всемирного дня некурения (третий четверг ноября).Транслировать в учреждении образования видеоролики по вопросам профилактики потребления алкоголя, табака, профилактики негативных последствий безответственного полового поведения, ранней беременности. В противовес безнравственному и безответственному поведению показывать видеоролики о преимуществе здорового образа жизни, занятии спортом, самосовершенствовании и развитии, о здоровых и качественных отношениям между полами, в том числе и ролики о счастливых многодетных семьях.

  

Хорошо зарекомендовала себя и организация альтернативной деятельности. Сюда можно включить и посещение выставочных залов, спектаклей, спортивных матчей, участие в спортивных соревнованиях, походы, различного рода выставки, участие в волонтерских отрядах на основе христианских ценностей «Милосердие», «Забота», участие в оказании помощи одиноким гражданам, инвалидам, ветеранам войны и труда, шефства, посещение памятников погибшим воинам, уборка территории, акции заботы и помощи, благотворительные акции.

Заинтересованность и нацеленность на результат, творческая атмосфера, искреннее желание научить доброму, светлому – главное условие успешной работы с подростками, учащимися профессиональных учреждений образования.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионально-технического образования» на 2014-2016 гг.

С сентября 2014 года УО «ГГПЛ речного флота» продолжает работу по воспитанию ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионально- технического образования на новом уровне в качестве инновационного проекта, что
позволит системно и пошагово подойти к воспитанию ценностного отношения к семейной жизни у учащихся, а также даст возможность возродить у подростков ценность гендерной идентичности (новое направление работы).

Руководитель (консультант) проекта: Горбатюк Валентина Александровна, начальник отдела обеспечения социально-педагогической и психологической деятельности центра научно-методического обеспечения УО «Республиканский институт профессионального образования».

Воспитание ценностного отношения к семейной жизни у учащихся строится при прохождении обязательных шагов.

1-й шаг: формирование гендерной идентичности. Блок «Сильный и слабый пол. Гендер для чайников»;

2-й шаг: формирование ответственности супружества. Блок «Будущим строителям семейного счастья. Здоровые (качественные) взаимоотношения в семье»;

3-й шаг: формирование осознанного родительства. Блок «Дети. Школа будущих родителей»;

4-й шаг: формирование принадлежности родства. Блок «Спутники семьи. Среди родных. Строим добрые отношения».

Информационные, воспитательные мероприятия

Неделя матери

С 13.11.14 по 17.11.14 в УО «Гомельский государственный лицей речного флота» прошла неделя матери. В программу недели вошли воспитательные мероприятия, основная идея которых ─ поддержать высокий статус женщины - матери.
Более подробную информацию смотреть в разделе новости лицея.

Посещение библиотеки им.Ленина

19 ноября 2014 года учащиеся экспериментальной группы №14 повар; пекарь посетили отдел периодической печати Гомельской государственной библиотеки им. Ленина. Для них, накануне Дня некурения, проведено воспитательное мероприятие по формированию здорового образа жизни и приобретению полезных привычек. Главная цель мероприятия - помочь осознать подросткам пагубность вредных привычек и, как результат, твердое желание преодолеть их, заменив на полезные, среди которых: правильное питание, занятие спортом, отдых, сон.



Аллея Героев

26 ноября Гомель отметит День освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Накануне 71-й годовщины освобождения города учащиеся первых курсов УО «Гомельский государственный лицей речного флота» посетили Аллею Героев в Гомеле по улице Советской, почтили память тех, кто погиб ради сегодняшнего светлого дня. Ребята прошли вдоль центральной аллеи, где установлена 41 памятная стела, где увековечены имена Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, воинов, принимавших участие в освобождении города. В самом центре Аллеи Героев, из уст ребят, как набат, звучал рассказ о защитниках Отечества, захороненных здесь в братской могиле. Ребята читали стихи в честь тех, кто принес в ноябре 1943-го в город долгожданную свободу, кто отдал свою жизнь за нынешнюю мирную жизнь белорусского народа. Посещение Аллеи Героев – это дань уважения несгибаемому героизму героев, это незабываемый урок мужества и патриотизма. Мы должны помнить имена, которым обязаны жизнью. Уроки мужества - это та деятельность, в ходе которой создаются условия для переживания гордости за свой народ, за своих предков, за свои корни.

Аллею славы посетили: экспериментальная группа №14 повар; пекарь, контрольная группа № 15 повар; пекарь.

Методист лицея Гошко И.К.



И этих дней не смолкнет слава…

25 ноября 2014 года учащиеся экспериментальной группы № 15 повар; пекарь посетили воспитательное мероприятие «И этих дней не смолкнет слава…», состоявшееся в отделе периодической печати Гомельской государственной библиотеки им. Ленина.
Цель мероприятия: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примерах героической стойкости, терпения, подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны при освобождении Гомеля.
Учащимся было рассказано о героических днях освобождения города Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, об уничтожении 55 000 мирных жителей и 110 000 советских военнопленных, о жестоких карах, которые грозили за малейшее неповиновение захватчикам. В качестве наказания в те страшные и кровавые годы применяли помещение в карцер и публичное избиение нагайками, плетками, шомполами. Нередко охранники ради потехи выманивали военнопленных на запретную территорию и хладнокровно расстреливали. Несладко приходилось и мирным жителям Гомеля: за нарушение установленных захватчиками правил в оккупированном Гомеле серьезно наказывали, например, за пользование светом в ночные часы. При отступлении из города немецкие солдаты прямо в бараках сожгли живьем часть советских военнопленных.

В конце мероприятия был показан документальный фильм об освобождении Гомеля. Память о тех страшных событиях должна жить в сердцах наших людей. Чтобы знали! Чтобы помнили!



Посещение музея

25 ноября 2014 года экспериментальная группа учащихся №11 третий помощник капитана-третий помощник механика посетила военно-историческую экспозицию и выставку военной техники учреждения «Гомельский областной музей военной славы».

На открытой площадке музея ребята увидели 36 единиц военной техники XX века, экспозицию «Партизанский городок», экспозицию в санитарном вагоне и другие. Посетили предметно-документальную выставку «Сохраним на века». Увидели коллекции оружия, боеприпасов, военной амуниции.
Посещение учащимися Гомельского областного музея военной славы - это попытка еще раз напомнить страшные уроки истории и приобщить к героическому празднику – 71 годовщине освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков!



«Разбуди свой творческий потенциал».


Так, 06.02.2015 года в рамках инновационного проекта учащиеся группы №14 повар; пекарь участвовали в мероприятии «Разбуди свой творческий потенциал», которое прошло в Гомельском городском центре дополнительного образования детей и молодежи.

Организаторы мероприятия делали упор на создание в группе ребят позитивного настроя, вовлечение всех и каждого в групповую творческую деятельность, ведь абсолютно каждый человек обладает рядом уникальных качеств.

Как оказалось, самым главным врагом в деле раскрытия творческого потенциала человека является лень. Именно она не дает возможность разглядеть свои умения и тягу к творчеству. Ребята учились ставить жизненные цели, многие открывали себя с неожиданной стороны.

Очень интересно прошло мероприятие. Постоянный поток подростковых мыслей выдавал уникальные задумки. На память каждый участник унес пожелания от друзей, написанные на нарисованной руке, а составленный совместными усилиями коллаж остался как напоминание об интересном и позитивном мероприятии.

Городской конкурс «Бравые солдаты»

Накануне 23 февраля в Гомельском городском центре дополнительного образования детей и молодежи прошел конкурс «Бравые солдаты»

среди юношей учебных заведений города, посвященный Дню защитника Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Лицей речного флота достойно представила команда группы 11 3 помощник капитана; 3 помощник механика под руководством мастера п\о Мамонтова А.А.

Организаторы конкурса подготовили задания для команд юношей участвовавших в конкурсе. Среди заданий были: вопросы на военную тематику, занимательные конкурсы на смекалку и сообразительность, конкурсы по метанию в цель, по строевому шагу, танцам, умению быстро и правильно одеть форму.


Группа лицея речного флота награждена дипломом 2 степени.

Праздничное мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.

23 февраля 2015 года учащиеся группы №11 3 помощник капитана; 3 помощник механика (мастер п/о Мамонтов А.А.) присутствовали на торжественном митинге и церемонии возложения венков и цветов на Аллее Героев.

Подробности смотрите в разделе новости

Антинаркотическая недельная акция «Я выбираю жизнь» прошла в УО «Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота».

Подробности смотрите в разделе воспитательная работа.

С пользой для души.






<
<

02.03.2014 года учащиеся группы № 14 совершили культурологическую экскурсию по храмам города Гомеля и окрестностей. К поездке привлечены в первую очередь учащиеся - сироты, учащиеся, состоящие на внутрилицейском учете, состоящие на учете в ИДН, рискованного поведения.

Первым местом посещения стал храм святителя Николая Чудотворца, расположенный в микрорайоне Волотова. Храм был построен на средства и по инициативе графа Н.П. Румянцева в 1805 году вместо старой деревянной обветшавшей церкви. Затем путь лежал в Свято-Никольский мужской монастырь г. Гомеля. Этот монастырь был основан при Свято-Никольской церкви, которая начинает свою историю с 1904 года. Построили ее на деньги служащих Полесской железной дороги. К строительству была причастна и одна из самых известных благодетельниц Гомеля – княгиня Ирина Паскевич-Эриванская.

Насельник монастыря игумен Феодорит (Золоторёв) провёл для ребят увлекательную экскурсию с посещением монастырской колокольни. Юные паломники смогли приложится к святыни монастыря – чудотворной Козельщанской иконе Божией Матери.

Следуюшим местом посещения стал храм святого Архангела Михаила, храм-памятник всем жертвам самой страшной в истории человечества техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этот памятник архитектуры был перенесен в г. Гомель в 2001-2006г силами личного состава института МЧС и курсантами Гомельского училища МЧС из д. Вылево, которая стала одним из 17 населённых пунктов в Добрушском районе и одной из 176 в Республике Беларусь, попавших в зону отселения. Был освящён в 2006г.

В ходе поездки с детьми разговаривали о жизни, о семье, о браке, рассказывали о святых подвижниках. Наблюдала за детьми. Что поразило? Тишина… Глубокая, наполненная чем-то очень важным, тишина.

Красивые, именно красивые, одухотворенные детские лица. А еще глаза, ясные, широко раскрытые, полные света глаза.

Оказывается, сколько мира и радости можно получить от соприкосновения со святыней. Спасибо Гомельской епархии за организованную поездку.

Методист Гошко И.К.




«Не проходите мимо»


Как часто в жизни мы привыкли проходить мимо. Мимо чужой беды, мимо чужого горя, чужих проблем.

Мы попытались отойти от известного лозунга «Моя хата с краю!» и приняли участие в городской акции «Помощь отказникам». Сейчас Великий пост. Самое время помочь! По ул. Жарковского в детской больнице 5 отделений, в том числе и реанимация, где есть брошенные дети. В областной больнице и 3-й городской – недоношенные дети - отказники. Этим крошкам и так не сладко. Учащиеся группы №14 (повар; пекарь), 11 (3 помощник капитана; 3 помощник механика), 15 (повар; пекарь) собрали гигиенические наборы для самых маленьких отказников, чтобы хоть как-то облегчить их пребывание в больницах города и передали волонтерам. Участие в подобного рода благотворительных акциях становится традиционным в лицее и это радует. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Чужих детей не бывает!».





«Стихи в кармане»



Сложно представить нашу жизнь без поэзии... Без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Коласа, Купалы, Гилевича, Танка, Богдановича, современных авторов…. Это будет скучная жизнь без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание учащихся к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества: о любви, о браке, о жизни, взаимоотношениях, учащиеся экспериментальной группы № 14 повар; пекарь были привлечены к акции «Стихи в кармане». Акция посвящена Всемирному дню поэзии. Открыл акцию ученый секретарь учреждения "Гомельская областная универсальная библиотека им. В. И. Ленина", поэт Юрий Максименко.

Организаторы акции раздавали зрителям календари со стихами известных поэтов. Перед присутствующими зрителями выступили молодые начинающие литераторы. Звучали стихи о любви, жизни, Родине, женской красоте. Все желающие могли принять поэтическую эстафету и почитать свои любимые стихи.

Была организована книжная выставка под девизом «Я ищу свою душу в стихах». Вызвал интерес зрителей монолог Онегина Татьяне, прочитанный сотрудником областной библиотеки, где музой стала учащаяся нашего лицея Горбачевская Екатерина. Мини- инсценировка вызвала восхищение и бурные овации у всех присутствующих на акции.

Методист Гошко И.К

«Вместе – в защиту жизни, нравственности и семейных ценностей».

С 30.03.2015 по 03.04.2015 года в лицее речного флота прошла неделя «Вместе – в защиту жизни, нравственности и семейных ценностей». В рамках недели проведены мероприятия:

30.03.2015 - просмотр документального фильма в учебных группах «Спасай взятых на смерть» с последующим обсуждением. Цель: сохранение репродуктивного здоровья, профилактика абортов.

31.03.2015 - выставка во Дворце железнодорожников «Золотое кольцо Гомельщины». Цель: знакомство с историей и культурой Гомельского региона, сохранение исторических и культурных ценностей, привитие умения видеть и понимать прекрасное, любить и почитать культуру своего народа, своей страны.

01.04.2015 - информационный час в учебных группах «Сохраним здоровье - защитим будущую жизнь» с просмотром видеофильма «Спайс».

02.04.2015 - разговор по душам «Между нами девочками». Встреча с врачом-гинекологом Центра брака и семьи. Тема: «Репродуктивное здоровье». Цель: профилактика абортов и ИПП, сохранение репродуктивного здоровья подростков;

- посещение Гомельской специализированной Славянской библиотеки. Информационное мероприятие, посвященное Дню единения России и Беларуси. Цель: популяризация богатейшей истории и культуры славян, сохранение исторических, культурных ценностей, основанных на нравственности, общности интересов, желании сделать мир лучше, добрее и счастливее;
- праздничный концерт в Гомельском областном драматическом театре, посвященный Дню единения.

03.04.2015 - литературно музыкальный экскурс «Из прошлого в будущее». Цель мероприятия: сохранение незыблемых семейных ценностей и законов нравственности; активизация творческих сил учащихся, создание атмосферы здорового соперничества; популяризация исконных славянских традиций любви и уважения к ближнему.

Методист Гошко И.К.


Разговор о главном.

Накануне Международного Дня семьи, который отмечается 15 мая, в Гомельской центральной библиотеке Герцена состоялся круглый стол с участием семейных адвокатов и учащихся экспериментальных групп лицея речного флота.

Круглый стол прошел под девизом «Реальность и перспективы. Юридические аспекты семьи». Разговор шел в режиме живого общения. Учащихся интересовали правовые аспекты молодой семьи: условия заключения брачных договоров, установление отцовства, правовая защищенность зарегистрированного брака и правовая незащищенность сожительства, также обсуждались вопросы наследования имущества и бракоразводные дела.

Семейные проблемы были всегда, однако можно констатировать тот факт, что сейчас людям стали гораздо чаще помогать юристы по семейным делам, проблемы перестали умалчиваться и оставаться внутри семьи, что негативно сказывалось на состоянии детей и всех членов семьи. Помощь специалистов из этой области очень важна, она поможет решить спорные вопросы, если супруги или родственники не могут договориться, она может предотвратить семейное насилие в семье, да и многие другие негативные факторы.

Чем раньше молодые люди будут задумываться о правовых аспектах будущей семьи, об ответственности супругов перед друг другом, детьми, престарелыми родителями, тем лучше будут подготовлены к предстоящему браку. Ответственное супружество, ответственное родительство - вот залог крепкой, счастливой семьи в будущем. Мероприятие освещено в СМИ.

Методист Гошко И.К.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ


Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

14 мая 2015 года в Гомельской областной библиотеке им. Ленина состоялась книжная выставка, приуроченная Международному Дню семьи. Для учащихся экспериментальной группы № 14 (повар; пекарь) был проведен обзор литературы по семейной психологии и межличностным семейным взаимоотношениям, подготовке к браку, рождению и воспитанию детей. Обзор выставки также включил правовые документы регулирования семейных отношений, периодические, справочные издания по семейному воспитанию. Цель выставки – повышение информированности в области семейного права, повышение статуса семьи.




«ПАД НЕБАМ БЕЛАРУСКАГА СЛОВА»

Накануне Дня белорусской письменности учащиеся лицея речного флота посетили тематическую выставку «Пад небам беларускага слова» в Гомельской областной библиотеке им. Ленина, которая состоялась 4 сентября 2015 года. Обзор выставки провела Шимко С.А., она рассказала ребятам о национальном празднике, который отмечается ежегодно в первое воскресенье сентября.

Ребята ознакомились с интересными книжными изданиями, устно-поэтическим народным творчеством и фольклором, который стоял у истоков белорусской литературы и считается одним из богатейших в славянском мире. Учащиеся поварских групп №16; №24 узнали о том, что зарождение литературы на белорусских землях связано с появлением письменности, деятельностью гуманистов и просветителей Франциска Скорины и Симеона Полоцкого, о крупных центрах распространения письменности Полоцке и Смоленске, где в XII-XIII вв. зарождалось местное летописание, где появлялись значимые произведения («Житие Евфросинии Полоцкой» и «Житие Авраамия Смоленского»).




Цель выставки - показать единство белорусского печатного слова с историей и культурой белорусского народа.

Методист Гошко И.К.


«Мифы и фантазии»



16 сентября 2015 года учащиеся групп №11 3 помощник капитана; 3 помощник механика, № 24 повар; пекарь лицея речного флота посетили выставку гомельской художницы Светланы Батраковой, которая состоялась в Доме народного творчества. Подробнее см. в разделе экспериментальная и инновационная деятельность

На выставке были представлены работы на фантазийные и мифологические темы. Светлана Батракова является частым гостем в лицее. Ее работы всегда новые, оригинальные, интересные. Ее старания и стремления к новому достойны уважения. Знакомство с творчеством гомельской художницы – яркий пример того, как можно направить энергию в нужное русло, как развить свои способности, свой талант, как найти достойное место в жизни. Также на выставке присутствовали: поэт, ученый секретарь Гомельской областной библиотеки Ю. Максименко; поэтесса В. Квятковская; певица, поэт Н. Шемет и др.


Методист Гошко И.К.


«Поможем, чем сможем»

07.10.2015 г. учащиеся лицея речного флота провели благотворительную акцию «Поможем, чем сможем» в Гомельском доме-интернате для детей-инвалидов и молодых инвалидов с психо-физическими нарушениями. Цель акции: привлечь к проблемам и нуждам детей-инвалидов, помощь в социальной адаптации.

Подробную информации см. в разделе новости.



«Материнству посвящается»

С 12.10.2015 г. по 16.10.2015 г. в лицее речного флота прошла неделя, посвященная женщине-матери. Неделя организована с целью воспитания уважительного отношения к материнству, сохранению и пропаганде семейных традиций.

  • В рамках недели проведены:
    • акция «Напиши письмо маме»;
    • информационный дайджест «Вопросы материнства»;
    • блиц-опрос «Что такое милосердие?»;
    • конкурс буклетов «Пропаганда материнства»;
    • воспитательный час «Великие матери»;
    • праздничный концерт, посвященный Дню матери, подготовленный силами учащихся лицея;
    • общелицейское мероприятие «Моя мама – самая лучшая», с приглашением поэтессы В. Квятковской, художницы С.Батраковой, священнослужителя отца Вадима, барда В. Матькунова, хореографического коллектива «Палетки», библиотекаря Гомельской областной библиотеки им. Ленина С. Крыловой, многодетных матерей и талантливых мам.

Методист Гошко И.К.










«Любовь и пустота»

11.11.2015 года в рамках работы экспериментальной площадки состоялась тематическая встреча священнослужителя Гомельской епархии архимандрита Саввы с учащимися. Разговор шел о смысле человеческой жизни, о подлинной любви и переживаниях влюбленности, о примирении этих двух позиций. Тема встречи «Любовь и пустота». Обсуждаемая тема актуальна не только в рамках проекта, но и в повседневной жизни, в связи с подменами в обществе понятий «любовь», «влюбленность», распространением так называемых «пробных браков».

методист Гошко И.К.



«Твори добро, ибо ты – человек»

Что такое доброта, нравственность? Над этим вопросом хотя бы раз в жизни задумывался каждый из нас. В современном мире бескорыстная доброта становится уже редким явлением, причем даже между родными и близкими людьми. Когда исчезает добро – истаивают обряды и обычаи. Нет любви и добра ко всему живому – блекнет все вокруг. Во все времена уровень доброты, нравственности определялся отношением к детям, родителям, престарелым людям. Доброта – великая сила, она помогает многим людям выжить, бороться с трудностями, противостоит злу.

Многие считают, что характер изменить нельзя. Однако это не так. Изменить нельзя темперамент, потому что мы с ним рождаемся, а характер всегда можно поменять, если относиться к этому последовательно и целенаправленно.

14 декабря 2015 года в экспериментальной группе № 24 повар; пекарь прошло мероприятие «Твори добро, ибо ты – человек», которое призвано задеть самые тонкие струнки человеческой души, помочь разобраться в понятии «добро», найти его в повседневной жизни, воспитывать у подростков уважение к людям старшего поколения.

Методист Гошко И.К.






«Молодость, загляни в глаза старости»

В каждой стране есть категория людей, которые требуют особого внимания и заботы. Это люди пожилого возраста. Забота о близких, пожилых родителях, престарелых родственниках – прямая обязанность детей, внуков, родных друг другу людей.

На уроке доброты, прошедшем 21.12.2015 г. в группе №21 (третий помощник капитана; третий помощник механика) говорили о том, как живется одиноким людям, как дети отдают пожилых родителей в интернаты для престарелых, о полных грусти и печали глазах стариков, о добре, которое так необходимо каждому из них. Как набат на уроке звучал колокольный звон. Он призывал к добру и милосердию. Ибо только милосердие делает нас настоящими людьми. Закончился час доброты призывом: «Молодость, загляни в глаза старости» и пожеланиями добра и благополучия всем участникам мероприятия.

Цель проведения урока доброты – привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста, малообеспеченным пожилым гражданам, одиноким пенсионерам, вопросам оказания им материальной и социально-бытовой помощи.

Методист Гошко И.К.






Разговор о важном

С 06.04.2016 по 09.04.2016 в рамках экспериментальной площадки в лицее речного флота прошли воспитательные мероприятия «Поговорим о милосердии», «У аборта женское лицо», «Все начинается с семьи», «Годовой круг православных праздников».

Подробности см. раздел инновационная деятельность

Главная идея, которая объединила все эти мероприятия ─ нравственный выбор человека в жизни. Мероприятия прошли как в стенах лицея, так и в общежитии учебного заведения.




методист Гошко И.К.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
инновационной деятельности по проекту «Внедрение модели воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионально-технического образования»
за 2014-2016 гг.

В процессе работы была подтверждена действенность внедрения модели формирования ценностного отношения к семье у учащихся в учреждениях профессионально-технического образования, позволяющая проследить положительную динамику в показателях.

Проведена целенаправленная и последовательная работа. Результаты мониторинга свидетельствует о положительной динамике сформированности ценностного отношения к семье у учащихся, правильности выбранного направления и важности решаемых задач.

Внедрение модели воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся способствовало реальному улучшению полоролевых показателей женственности у девушек и мужественности у юношей. Подростки стали более ответственно относится к планированию создания семьи. Увеличилось ценностное отношение к родительству: желание рождения детей в браке, значимость любви к детям, значимость установления доверительных отношений с детьми. Увеличилось количество подростков, желающих знать свою родословную и поддерживать связи с родственниками.

В ходе теоретических занятий, получены необходимые знания по гендерной культуре, межличностному взаимодействию, семейному праву, функциям семьи, культуре интимно-личностных взаимоотношений между полами.

В ходе практических занятий и проигрывания ситуаций, получены практические навыки в установлении правильных взаимоотношений юноши и девушки/мужчины-женщины, организации жизни молодой семьи, организации досуга и домашних дел, взаимодействии между родственниками и заботе о детях, что в дальнейшем позволит предупредить семейное неблагополучие в будущем.

В методической копилке лицея: методические рекомендации «Современное содержание организации и проведения факультативных занятий по воспитанию ценностных отношений к семейной жизни у учащихся учреждений профессионально-технического образования»; пособие в помощь педагогу «Гендерное воспитание»; пособие в помощь педагогу-психологу «Гендерное воспитание учащейся молодежи»; программа пошагового воспитания ценностного отношения к семье «За возрождение»; неделя матери «Земной поклон тебе родная»; неделя «Я выбираю жизнь»; уроки-игры; праздничные программы; уроки доброты и другие воспитательные, коррекционно-развивающие мероприятия, направленные воспитание ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждения профессионально-технического образования.

Осуществлено сотрудничество: с Гомельской епархией Белорусской Православной Церкви; ОБО «Спасение младенцев»; Центром здоровья молодежи; Гомельской областной библиотекой; дошкольным учреждением «Специальный д/с №15 для детей с нарушением слуха»; детским хосписом.

Опубликованы материалы экспериментального проекта в сборнике методических материалов, под редакцией доктора психологических наук, доцента О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой «Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи», Минск, РИПО, 2015/ ст: «Материалы экспериментального проекта «Апробация модели воспитания ценностного отношения к семейной жизни у учащихся учреждений профессионального образования», авт: Гошко И.К., Михалькова Ю.Е., Денисова Ж.Г., «Программа факультативных занятий «Формула семейного счастья», авт: Гошко И.К., Михалькова Ю.Е.

Контакты