Педагогам

Актуальная информация для скачивания:

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

Как разговаривать с ребенком
Безопасность на дороге
Как не допустить суицид.
Профилактика суицидального поведения у подростков.
Утомление и переутомление у детей школьного возраста.
Профилактика суицида.
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СКЛОННЫХ К СУИЦИДООПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
СИНИЕ КИТЫ
КУРАТОРУ ГРУППЫ ПО ДЕКРЕТУ № 18
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПОДРОСТКАМИ
КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ БЕСЕДУ С РОДИТЕЛЯМИ
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ
ПРИЕМЫ АНТИСТРЕССОВОЙ ЗАЩИТЫ
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ ОБ УПОТРЕБЛЕНИИ НАРКОТИКОВ
ПАМЯТКА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ
ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ





Внешние поведенческие признаки ребенка, находящегося в социально опасном положении
• Систематические опоздания на занятия.
• Ребенок надолго задерживается после уроков (иногда до позднего вечера).
• Боится идти домой.
• Убегает из дома.
• Часто беспричинно отсутствует на занятиях.
• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
• Замкнут (или депрессивен).
• Агрессивен.
• Избегает физического контакта.
• Имеет следы побоев.
• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие необходимой сезонной одежды, обуви).
• Имеет неопрятный внешний вид.
• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
• Преобладает низкая самооценка.
• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
• Родители приходят в лицей (на собрание или по приглашению куратора) в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
При наличии у подростка четырех и более признаков
педагогу необходимо обратиться в социально-психологическую службу.

Сексуальное насилие в отношении детей
Что такое сексуальное насилие?
Сексуальным насилием в отношении детей (можно говорить также о сексуальном использовании, злоупотреблении, принуждении) называется втягивание зависимого, незрелого (в плане развития) и неспособного к выражению полного согласия ребенка (или личности в периоде взросления) в сексуальную активность, к которой он оказывается. Взаимодействие сексуальное между взрослым и ребенком начинают определяться как использование, так как ребенок не может выразить в нем сознательного согласия, а также потому, что в такой связи он (ребенок) всегда является объектом злоупотребления и использования. На это не влияет степень строгости, незрелости опыта. В результате этого насилия уровень эмоционального, интеллектуального, поведенческого и социального развития ребенка становится более низким по сравнению с потенциальным. Ребенок используется сексуально если в возрасте безусловной юридической защищенности сексуально зрелая (взрослая) личность либо через сознательное действие, либо также через пренебрежение своими социальными обязанностями или обязанностями, вытекающими из специфической ответственности за ребенка, допускает вовлечение ребенка в какую-либо активность сексуальной природы.
Иначе говоря, сексуальным насилием является каждая ситуация, в которой более старший человек – отец, отчим, дедушка, дядя, учитель, священник, мать, бабушка, тетя, двоюродный брат, друг или подруга семьи – ведут себя в отношении ребенка сексуально, используя его в формировании чувства собственного достоинства и силы, значимости, а также для самоудовлетворения, получения удовольствия. Не каждое сексуальное насилие является реализованным взрослым. Иногда более старшие, более сильные и более активные (расторможенные) дети могут использовать сексуально младших, через принуждение к «играм в секс».
Во всех ситуациях применение насилия виновным меньше связано с сексом, а больше с силой и контролем. Виновный является для ребенка авторитетом, которому он доверяет или другом, приятелем; он может давать ему презенты, обеспечивать ему различные приятные вещи, удовлетворять его потребность в тепле, запугивать, учить фальшивой моральности. Он может сексуально использовать ребенка, когда он остается с ним один на один, но это может быть возможно и тогда, когда дом полон людей, в их непосредственном присутствии или прикасаясь к ребенку во время игры в соседней комнате, используя возможность укладывания его в кровать, купания или других ухаживающих обязанностей. Во всех ситуациях дети получают опыт стимуляции, к которой не готовы физически, эмоционально и интеллектуально.
Чаще всего сексуальное насилие в отношении ребенка начинается как когда ему 2-3 года так и в более взрослом возрасте, около 11-12-го года жизни. Сексуальному использованию в равной степени подвергаются как девочки, так и мальчики. Наибольшее сексуальное насилие имеет место в семье, родном доме ребенка. Виновным в сексуальном насилии может быть каждый – и мужчина, и женщина. Отцы составляют наибольший процент использующих сексуальное насилие. Принуждение со стороны матери является значительно более трудным для распознавания, и может включать как проявления нежности, так и совместное проживание. Больше всего сексуального насилия реализуется особой, которую ребенок знает и которой, к сожалению, доверяет.
Типы сексуального насилия
Чаще всего распознается сексуальное насилие – с физическим контактом – он охватывает между прочим: прикосновения, целование или ласкание интимных мест ребенка, ситуации, когда взрослый трется о ребенка, мастурбирует в его присутствии; проникает, ощупывает половые органы ребенка (также с помощью пальца или предметов), принуждение ребенка к совершению подобных действий в отношении виновника, а также изнасилования. Реже распознаются ситуации, когда родитель постоянно спит с ребенком (который уже не является младенцем) в одной кровати (часто без одежды) или купает ребенка с целью получения собственного сексуального удовольствия. Есть матери, которые «для игры» или «во время гигиенического ухода» прикасаются к интимным местам своих сыновей, а также отцы, дяди, дедушки или бабушки, которые смеясь касаются груди или взрослеющих, оформляющих ягодиц девушек.
Указанные выше ситуации обычно являются достаточно очевидными для наблюдателя и относительно легко распознать их как сексуальное насилие.
Более трудными для распознания являются ситуации, когда, например, отец, будто бы «по ошибке» входит в ванную, когда дочка принимает душ или раздета. Ребенок не должен получать прикосновений, чтобы дошло до сексуального насилия. Сексуальное насилие без физического контакта касается между прочим: обнажения в присутствии ребенка, хождения по дому без одежды, подглядывания в комнату ребенка когда тот одевается, в ванную когда он купается, принуждения к просмотру половых отношений, демонстрации порнографических фильмов и газет или согласие на их просмотр. Это касается около 50,3% исследованных женщин, которые вспоминали свое детство.
В то же время эмоциональное сексуальное насилие охватывает: вульгарное обращение к ребенку, чрезмерное обращение внимания ребенка на сексуальные аспекты его тела (например, отец говорит дочери: «у тебя такой некрасивый зад, а вот у той девочки – такой привлекательный»; «одень короткую юбку и покажи свои привлекательные ноги»), рассказ ему о своих сексуальных контактах с другим взрослым, организация встреч, на которых в присутствии детей ведутся разговоры о сексе. Исследования женщин, которые вспоминали свое прошлое указывают, что в 70,8% польских семей имеет место такое насилие.
Все эти проявления не соответствуют праву, несвойственны отношению к ребенку и должны быть немедленно прекращены. Обычно кто-то в семье знает, что ребенок используется сексуально. Много матерей признает, что догадывались, что такая ситуация имеет место, но не знали что с этим делать и к кому обратиться за помощью. Другие матери попросту «уступали» сексуальное насилие (позволяли ему существовать, иметь место). Временами жалели виновника, боялись его обидеть таким обвинением, не думая о том, что ребенок без помощи взрослого не имеет абсолютно никаких шансов. Совместная работа с таким родителем может быть трудной.
В Польше до недавнего времени около 90% взрослых никому не сообщало об испытанном в детстве сексуальном насилии в семье. В 80-х и 90-х годах была исследована существенная (драматическая) разница в обращениях к психологу или в полицию о сексуальном насилии в отношении ребенка в зависимости от степени родства с виновником. Оказалось, что 73% родителей заявило о сексуальном насилии совершенном кем-то чужим, 23% заявило о сексуальном насилии совершенном знакомым, 0% заявило когда был кровный родственник. Эта тревожная статистика выдвигает очень серьезные аргументы к тому, чтобы учить воспитателей и учителей распознавать сексуальное насилие, обучать как защитить от него детей, а также как лечить психологические и соматические последствия сексуального насилия.
Можно ли заметить последствия сексуального насилия и насколько они серьезны.
Существует мнение, что большую проблему в распознавании сексуального насилия создает тот факт, что люди, работающие в институтах, которыми являются детские сады и школы, не имеют времени на хороший контакт с учеником или воспитанником, а также, что и у учителей (воспитателей) и у детей имеет место слишком маленькое стремление (желание) взаимного сотрудничества. Не нужно иметь, однако, особенно близкой связи с ребенком чтобы заметить у него проблемы в поведении. Для этого достаточно базовых знаний, бдительности и определенной степени эмпатии. Это благодаря им педагог может создать чувство безопасности и доверия, достаточных для обнаружения скрытой обиды.
Когда-то одна дама спросила: «Откуда вы знаете, что вообще доходит до этого насилия? Вы когда-нибудь присутствовали при этом, словили кого-то за руку?» К сожалению, нет ни одного шанса, что виновник в такой ситуации пригласит к себе профессионала.

Контакты